Поиск:

Главная | Авторы | Жанры | О сайте | Статьи Получать новые книги в RSS 2.0
Электронная библиотека WebReading » Статьи » Articles » Баня и сауна в мировой литературе и фольклоре

Баня и сауна в мировой литературе и фольклоре

Открыть PDF | Просмотр для Печати
by: mediagroup
Просмотров: 1398
Кол-во слов: 92
Дата: 23.02.11 Time: 13:59
Коммментариев: 0.

Баня и сауна как неотъемлемая часть культуры многих народах находит своё отражение во всех сферах искусства. Достаточно вспомнить знаменитую картину русского художника Б. М. Кустодиева «Русская Венера», на которой изображена девушка в бане, знаменитый фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром», сюжет которого завязан на посещении бани и многие другие произведения из всех сфер искусства.

Русский народный фольклор широко использовал тематику омовения бани во всех своих жанрах, начиная от частушек и заканчивая сказками. Баня фигурирует в стихотворениях В. Высоцкого, С. Маршака и многих других поэтов. Если обратиться к трудам древнейших учёных, сауна отражена и в этих источниках. Сауна описывается в произведниях Гиппократа, Галена, Авиценны, Разеса и многих-многих других. Даже известный эпатажный античный философ Диоген как-то высказался об одной очень грязной бане: «А где мыться тем, кто мылся здесь?» Финская баня, такая как, например, сауна на Первомайской, также широко используется в фольклорных и литературных произведениях скандинавских стран. Для финнов сауна имеет сакральное значение, о нём красноречиво свидетелствует старинная финская поговорка: «Веди себя в сауне так, словно находишься в церкви». Первое литературное упоминание о финской сауне можно встретить в книге Михаила Агриколы – создателя финской азбуки. Книга была написана в 1544 году. Кроме того, сауна упоминается в древнем финском народном эпосе «Калевала». Так же как и в русских фольклорных традициях, у финнов существовали обычаи, связанные с рождением ребёнка в сауне, использованием сауны в свадебном и погребальном обрядах.

В восточной культуре банные традиции также оказали существенное влияние на её формирование. По изречению арабского писателя Юсуфа Адбалхади, «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их». Турецкий хаммам является одной из древнейших бань, получивших распространение по всему миру. Турецкие бани строятся во многих городах, например сауна на Петровско-Разумовской в Москве. В турецком фольклоре существует предание о том, что в сауне живут джинны. Для защиты от злых духов на дверях турецкой сауны часто изображался крест.

Современная культура и литература также часто используют тему бань и саун – они фигурируют в художественных фильмах, литературных произведениях, а также используются, как элемент возвращения к народной исконной культуре.

 

Об авторе:

MediaGroup


Рейтинг: 5.0